Сведения об образовательной организации Новости Контакты Противодействие коррупции Учебно-методические пособия Интернет-ресурсы Карта сайта Расписание Об оказании бесплатной юридической помощи Лаборатория экскурсионной деятельности УЧЕБНАЯ ГОСТИНИЦА СЕТЕВОЙ ГОРОД. ОБРАЗОВАНИЕ Безопасность жизнедеятельности ОЦЕНКА КАЧЕСТВА образования. Независимая оценка качества оказания услуг Всероссийская олимпиада профмастерства обучающихся по специальностям СПО Демонстрационный экзамен Информационная безопасность Служба примирения ЧЕМПИОНАТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МАСТЕРСТВУ ВАКАНСИИ Социально-психологическая помощь Национальный проект ОБРАЗОВАНИЕ МАСТЕРСКИЕ 2020 О работе с обращениями граждан Информация для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий МУЗЕЙНЫЙ И ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ СПОРТКЛУБ Бесплатное обучение граждан по программе СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ АБИЛИМПИКС НАСТАВНИЧЕСТВО ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ Министерство Просвещения РФ Министерство науки и высшего образования РФ ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ В ТОМИНТЕХЕ ГОД СЕМЬИ

Первый – значит, лучший!

2016 год стал юбилейным для нашего образовательного учреждения. В очередном номере журнала «Реальный сектор» опубликована статья М. Зайцевой «Первый – значит, лучший!», посвященная 120-летнему юбилею Томского индустриального техникума. Предлагаем вашему вниманию эту статью:

ПЕРВЫЙ – ЗНАЧИТ, ЛУЧШИЙ!

На сегодняшний день ТомИнТех - одно из старейших профессиональных образовательных учреждений. За свою более чем вековую историю существования техникум не раз переименовывался, менял направление обучения и задачи, но всё же из года в год неизменным остаётся одно – качественная подготовка конкурентоспособных, социально успешных, квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

По указу Его Величества

«Родословная» Томского индустриального техникума берёт начало ещё в царской России, во времена правления императора Николая II. Именно по его инициативе в сентябре 1896 года было образовано первое в Сибири Правительственное ремесленное училище, что стало настоящим событием для региона. На торжественном открытии присутствовала вся городская и губернская элита, включая начальника губернии генерал-майора А.А. Ломачевского. Изначально училище открыли в составе трёх классов и двух отделений: токарно-столярного и слесарно-кузнечно-литейного. Располагалось оно в центре Томска на Почтамтской улице (ныне проспект Ленина), на собственном участке земли, в трёх каменных зданиях и деревянном флигеле. Первым руководителем (инспектором) училища назначили Алексея Александровича Скороходова, выпускника Московского технического училища по специальности «Техник по механическому делу».

Примечательно, что ремесленное училище по тем временам было весьма престижным не только среди мелких торговцев, ремесленников, служащих, крестьян, но даже среди дворян, духовенства и купцов. Кроме специальных технических дисциплин учащиеся проходили и общеобразовательные предметы: русский язык, арифметику, чистописание, геометрию, рисование, черчение, физику и закон божий.

В годы Великой Отечественной войны учреждение существовало уже как ремесленное училище №10, и его педагоги вместе с обучающимися участвовали в изготовлении деталей боевой техники для фронта.

В 1952 году учебное заведение стало именоваться горно-промышленным училищем №1, и с тех пор «№1» уже не исчезал из названия. Первый, значит лучший, об этом в училище никогда не забывали, и статусу стараются соответствовать по сей день.

Переломным для училища стал период перестройки. Началось с того, что в 1987 году стартовало строительство нового учебного корпуса, который, впоследствии, и стал главным. И кроме традиционных профессий, связанных с металлообработкой и машиностроением, в соответствии с потребностями рыночной экономики, появились новые специальности. Так в 1996 году училище преобразовали в профессиональный технико-коммерческий лицей №1 – многопрофильное образовательное учреждение с тремя отделениями: техническим, коммерческим и малого бизнеса.

Цель превратить лицей в техникум, то есть стать учреждением среднего профессионального образования, была поставлена давно. Подготовительная работа велась не спеша, основательно: требовалось не просто сменить вывеску, а выстроить по-настоящему крепкий фундамент для качественной подготовки на новом образовательном уровне. Благодаря гранту, полученному в рамках национального проекта «Образование», удалось провести полную компьютеризацию учебного процесса, создать новые учебные лаборатории и кабинеты, приобрести самое современное учебно-производственное оборудование. Таким образом, переход из одного качества в другое (в 2010 году учебное заведение удостоилось статуса Томского индустриального техникума) совершился вполне логично. Индустриальным его назвали, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к широкому спектру отраслей реального сектора экономики.

Сегодня техникум – это современная многопрофильная профессиональная образовательная организация среднего профессионального образования, в которой учится более 1000 студентов. Обучение организовано по трем профилям: технический профиль («Токарь», «Оператор станков с ПУ», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию»), сфера услуг («Туризм», «Гостиничный сервис», «Реклама», «Коммерция»), информационные технологии («Организация и технология защиты информации», «Компьютерные сети»). Стоит отметить, что некоторые профессии и специальности являются уникальными, причем не только для Томской области. Так, специалистов по гостиничному сервису, электромехаников по торговому и холодильному оборудованию в регионе обучают только в ТомИнТехе, техников по защите информации готовят всего несколько техникумов и колледжей в России. Обучение по профессии «Термист УВЧ» ведется на оборудовании и по технологиям, которые разработаны томскими учёными

Традиции, инновации, успех – девиз ТомИнТеха

Возглавляемый Валентиной БЕЛЬКОВОЙ техникум является одним из ведущих учебных заведений Томской области и, не изменяя своим традициям, неуклонно идёт в ногу со временем.

Как и 120 лет назад, здесь готовят кадры для машиностроения и металлообработки. По-прежнему работают токарная и литейная мастерская, кузнечный участок. С другой стороны, сохранение традиций происходит с учетом современных реалий. Так, наряду с традиционной для техникума профессией токаря обучают операторов с танков с программным управлением, термистов УВЧ, а с 2017 года начнется подготовка специалистов в сфере автоматизации технологических процессов и производств.

Всё это в совокупности позволяет достичь успеха, подтвердив тем самым стремление техникума быть и оставаться первым во всём. Так, ТомИнТех – неоднократный победитель различных конкурсов, среди которых, пожалуй, стоит отметить победы во всероссийских  конкурсах «100 лучших предприятий России» 2012 года в номинации «Лучшее учебное заведение», «Новаторство в образовании – 2015». Учебное заведение – дважды лауреат премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры. 14 сотрудников и 13 студентов стали индивидуальными лауреатами этого конкурса. Техникум один из первых в России получил сертификат профессионально-общественной аккредитации в области техники и технологий Ассоциации инженерного образования России. А учебная гостиница ТомИнТеха – победитель межрегионального конкурса отельеров «Сибирское гостеприимство».

И всё же главный показатель успешности – судьба выпускников. По данным ежегодного мониторинга две трети выпускников работают по специальности. Одним словом, Томский индустриальный техникум – это хорошо отлаженная, эффективная система профессионального образования, кладовая успеха.

На вопрос, что же самое главное в работе техникума сегодня, отвечает Владимир БОРЕЙША, заведующий учебным информационным центром ТомИнТеха:
– Одна из ключевых особенностей ТомИнТеха – установка на постоянное развитие, поиск и выделение прорывных направлений в организации учебной и внеучебной деятельности студентов.
– Сегодня, откликаясь на вызовы времени, мы поставили такую цель, как поиск новых подходов к повышению конкурентоспособности наших выпускников. Например, за счет развития у студентов проектных и предпринимательских компетенций. Мы стали проводить конкурс студенческих проектов «ИнноБум», поддерживать морально и материально лучшие проекты, поощрять участие студентов в местных и всероссийских проектных и предпринимательских конкурсах, создали инкубатор для студенческих фирм. Самим удачным проектом оказалось студенческое экскурсионное бюро «Томички», созданное студенткой по специальности «Туризм» Ольгой Киселевой. Активность «Томичек» позволила техникуму быстро обрасти партнерами из сферы томского туризма и перейти от разовых и индивидуальных взаимодействий с ними к постоянным и системным. Так возник Туристский образовательно-предпринимательский кластер г. Томска, объединивший более 30 ключевых организаций сферы туризма. А ТомИнТех стал его штаб-квартирой.

Возросшая проектная и предпринимательская активность студентов, с одной стороны, и более плотное взаимодействие с работодателями и целыми отраслями, с другой, потребовала от нас новых подходов к профессиональной подготовке. У самых мотивированных студентов появился спрос на опережающее (по сравнению со стандартной программой), углубленное, ускоренное и индивидуально ориентированное – так называемое элитное образование. А работодатели и отраслевые сообщества заказывают «актуальное» образование – компетенции, реально востребованные сейчас и в видимой перспективе. Так в нашем образовательном процессе появились многочасовые «Введения в специальность» для первокурсников, опережающие спецкурсы и мастер-классы в исполнении руководителей и ведущих специалистов партнерских предприятий, интенсивные практики студентов через их участие в проектах предприятий и профессиональное волонтерство. Так появилось ещё одно учебно-производственное подразделение ТомИнТеха – Лаборатория экскурсионной деятельности «Путь Томича». Это молодежный экскурсионно-выставочный комплекс, который открыл свои двери для жителей и гостей Томска в декабре 2016 года и стал площадкой для постоянной практики будущих специалистов в сфере туризма и гостеприимства, а также рекламы, коммерции и компьютерных технологий.

– А как обстоят дела с практикой по другим направлениям обучения? – задаю вопрос Владимиру ЕЛИСЕЕВУ, заместителю директора по учебно-производственной работе ТомИнТеха.
– Практической деятельности в техникумах всегда уделялось особое внимание.Более того, мы одни из немногих, кто сохранил и преумножил собственные базы практики. В учреждении на сегодняшний день существует четыре самостоятельных структурных подразделения, на базе которых студенты могут проходить учебную практику. Это уже упомянутая гостиница, учебный магазин, центр профессиональных стажировок и туризма, оказывающие услуги для населения. В металлообрабатывающих мастерских, где проходит учебная практика по металлообработке и кузнечно-литейному делу, производят металлические изделия для предприятий города. Что же касается производственной практики, то здесь также нет проблем: на сегодняшний день у техникума договоры с более чем 200 компаниями, среди которых НПЦ «Полюс», Томский электротехнический завод, МФЦ, ГК «ЛАМА», АО «Аграрная группа», сеть универмагов «Разноторг», Туристский информационный центр, Первое экскурсионное бюро, Парад Парк Отель и многие другие. Также стоит отметить, что техникум стал первым и единственным из учебных заведений СПО города участником межотраслевого производственного объединения работодателей Томской области, куда входят крупнейшие промышленные предприятия области. Это даёт возможность регулярно и напрямую обсуждать с первыми руководителями и главными специалистами предприятий стратегические  и текущие вопросы улучшения подготовки кадров.

На волне позитива

– Что бы вы отметили в качестве основных позитивных изменений, происходящих в техникуме? – спрашиваю у Елены ТЕРЕНТЬЕВОЙ, заместителя директора по учебно-методической работе ТомИнТеха.
– Во-первых, мы стремимся, чтобы структура подготовки соответствовала потребностям регионального рынка труда. Так, пять из восьми наших специальностей входит в перечень приоритетных профессий и специальностей региона. Также мы стали шире привлекать специалистов-практиков. Например, в прошлом учебном году 14 действующих специалистов компаний-партнеров техникума участвовали в образовательном процессе, в их числе директора и ведущие специалисты. Во-вторых, большое внимание уделяется развитию у студентов дополнительных компетенций, повышающих их конкурентоспособность. Уже несколько лет ведутся дополнительные курсы по практической психологии, студенты осваивают дополнительные квалификации по своей специальности, обучаются рабочим профессиям.  Из дополнительных компетенций большое внимание уделяется развитию предпринимательских компетенций. На базе техникума создана экспериментальная лаборатория Института стратегии развития образования РАО, занимающаяся разработкой и апробацией образовательных технологий по формированию и развитию предпринимательских компетенций.

Если говорить об изменениях в организации внеучебной деятельности студентов, то в последние годы мы сделали акцент на развитии студенческого самоуправления. – вступает в разговор Лариса ФЕДОРОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. – С 2011 года у нас работает Студсовет, студенты сами организовывают студенческие мероприятия. В 2014 г. был создан «Центр молодежных инициатив», который ежегодно проводит фестиваль «Студфест» для студсоветов других техникумов и колледжей. Второй приоритет – создание условий для самореализации. Студенты придумали, а мы помогли реализовать несколько студенческих проектов: мультимедийный центр, студенческое радио, студенческое экскурсионное бюро, сейчас несколько студентов готовят новый проект: туристское волонтерское движение. Такая установка на развитие инициативы и самостоятельности многое дает для общего развития студентов, формирует их активную позицию, что поможет им успешно реализоваться в жизни. Это ли не главное для каждого учебного заведения?

Текст: М.Зайцева,фото: М. Кобзев 

Примечания к фото:
Фото1: В.И. Белькова, директор с 1980 г.  Заслуженный учитель РФ, дважды Лауреат конкурса Томской области в сфере образования и науки, награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, имеет звание «Директор года».
Фото2: В.А. Елисеев, зам. директора по учебно-производственной работе.
Фото3: Е.А. Терентьева, зам. директора по учебно-методической работе.
Фото 4: Л.Г. Федорова, зам. директора по учебно-воспитательной работе.
Фото5: Студенты ТомИнТеха
Фото 6,7,8: В лаборатории экскурсионной деятельности - новом структурном подразделении ТомИнТеха, открытом в 2016 году. Здесь студенты,выбравшие актуальную специализацию по внутреннему и въездному туризму, проходят интенсивную практику и оказывают экскурсионные услуги жителям и гостям Томска.









 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
   



Яндекс цитирования

Level A conformance, W3C WAI Web Content Accessibility Guidelines 2.0 StudyGuide.ru - образовательный портал России.

© Томский индустриальный техникум, 2009-2016
634050, г.Томск, ул.Беленца, 11
(3822) 51-53-97, 51-36-12, 51-37-33, 51-80-59, 51-80 -62

Сайт корректно отображается во всех версиях браузеров FireFox, Opera, Google Chrome, а также Internet Explorer версии 8.0 и выше.
Возможно некорректное отображение в браузере Internet Explorer версий ниже 8.0.

Разработка и техническая поддержка сайта: "ENIAK"
E-mail: post@tomintech.ru