Сведения об образовательной организации Новости Контакты Противодействие коррупции Учебно-методические пособия Интернет-ресурсы Карта сайта Расписание Об оказании бесплатной юридической помощи Лаборатория экскурсионной деятельности УЧЕБНАЯ ГОСТИНИЦА СЕТЕВОЙ ГОРОД. ОБРАЗОВАНИЕ Безопасность жизнедеятельности ОЦЕНКА КАЧЕСТВА образования. Независимая оценка качества оказания услуг Всероссийская олимпиада профмастерства обучающихся по специальностям СПО Демонстрационный экзамен Информационная безопасность Служба примирения ЧЕМПИОНАТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МАСТЕРСТВУ ВАКАНСИИ Социально-психологическая помощь Национальный проект ОБРАЗОВАНИЕ МАСТЕРСКИЕ 2020 О работе с обращениями граждан Информация для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий МУЗЕЙНЫЙ И ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ СПОРТКЛУБ Бесплатное обучение граждан по программе СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ АБИЛИМПИКС НАСТАВНИЧЕСТВО ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ Министерство Просвещения РФ Министерство науки и высшего образования РФ ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ В ТОМИНТЕХЕ ГОД СЕМЬИ

Прадедушка никогда не любил рассказывать о войне…

 



Мой прадед Казаков Махмуд Матмурадович был простым колхозником в далекой Хорезмской области Узбекистана.  К  началу Великой Oтечественной войны емубыло 35 лет. Он имел семью – жену, маленькую дочку и пятилетнего сына (моего деда). Прадед обладал огромной физической силой, легко носил на плечах быка и был чемпионом района по национальной восточной борьбе кураш.

Моего прадедушку призвали на фронт в 1941 году.  С ним вместе ушли и два его младших брата – Уразбай, которому было 27 лет, и  Розимбай 23 лет.  Попали они  в Сталинград  на оборонительные работы.  Все братья  выросли в семье председателя колхоза  в  Хорезме, до войны работали на рисовых полях, растили скотину, писать умели только по-арабски и  почти не умели  говорить по-русски.  Оружия для новобранцев не хватало, и поэтому винтовки выдавали только половине взвода – одну на двоих солдат. Предпочтение отдавали тем солдатам, которые умели хоть как-то  говорить  по-русски.

Те, кому оружия не досталось, должны были копать окопы и траншеи, строить оборонительные  сооружения,  выносить с поля боя  раненых и убитых. Этим  и приходилось заниматься  моему прадеду и его братьям.   Но  в атаку они ходили наравне с теми солдатами, которые держали  в руках оружие. Не имеющие оружия воины подбирали  винтовки и автоматы у убитых на поле боя  – у своих или у врагов.  Уже после, в затишье между атаками, спрашивали у однополчан,  как обращаться с этим трофейным оружием, учились стрелять.

Под Сталинградом была  страшная битва, там небо было перемешано с землей, свет был похож на тьму, текли реки солдатской крови. Била артиллерия, бомбила авиация, стреляли танки и пехота. В этой кровавой кутерьме братья потеряли друг друга из вида.  Средний брат Уразбай пропал без вести в боях за Сталинград.  В младшего брата Розимбая прямой наводкой попал артиллерийский снаряд, а затем по этому месту прошли вражеские танки. Все это спустя годы рассказал односельчанин,  который воевал рядом с моим прадедом и его братьями, и у которого  на глазах погиб младший брат прадедушки.

После Сталинграда мой прадед попал на Закавказский фронт. Все также пехота продолжала рыть окопы.  Трижды начиналось наступление на запад, и каждый раз его волна откатывалась назад, в те же самые окопы.  После решительного наступления остатки подразделения,  в котором служил прадедушка, были присоединены ко 2-му Беларусскому фронту. Они стали помощниками связистов. С мотком кабеля вокруг шеи и пехотной лопатой в руках, солдаты по-пластунски ползли и копали траншеи для проводов.  Фашисты, отступая, отравляли воду в колодцах, и командование запретило пить из них воду. Пехотинцы, утомленные долгой дорогой, пили дождевую воду из дорожной колеи, заваривали из этой же воды полынный чай.

Прадедушке посчастливилось выжить в этих страшных боях.  За 4 года войны пехотинцем он со своими однополчанами прошел пешком от Сталинграда  до Польши.  В польском городе Кракове мой прадед был тяжело ранен и впал в кому. Его сначала приняли за убитого и лишь потом поляки, собиравшие трупы солдат, обнаружили, что он жив.  Восемь месяцев мой прадед провел в коме в польском госпитале, поэтому не знал о Победе.  В себя он пришел только в декабре 1945 года и долго не мог понять, что же пытается объяснить ему на незнакомом языке старенькая медсестра: нема войны, сыну, нема войны…

Домой Махмуд Матмурадович вернулся лишь в январе 1946 года. На родине он числился в списках погибших, и ему пришлось заново восстанавливать все документы. После войны в его семье родились еще две дочери. До конца жизни носил он в своем теле несколько осколков от немецких снарядов. У прадеда было немало боевых наград. В их числе – орден Отечественной войны, медали «За отвагу», за оборону Сталинграда, за оборону Севастополя, за освобождение Крыма. От имени нашего прадедушки-фронтовика пошла наша фамилия – Махмудовы.

Прадедушка никогда не любил рассказывать о войне, и даже спустя много лет сердился, если внуки приставали к нему с расспросами – так были тяжелы для него эти воспоминания.  Мой прадедушка Махмуд Матмурадович Казаков прожил 89 лет и умер в мае 1995 году, окруженный большой заботливой семьей, не дожив одну неделю до 50-летия Великой Победы.


Роза Махмудова

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
   



Яндекс цитирования

Level A conformance, W3C WAI Web Content Accessibility Guidelines 2.0 StudyGuide.ru - образовательный портал России.

© Томский индустриальный техникум, 2009-2016
634050, г.Томск, ул.Беленца, 11
(3822) 51-53-97, 51-36-12, 51-37-33, 51-80-59, 51-80 -62

Сайт корректно отображается во всех версиях браузеров FireFox, Opera, Google Chrome, а также Internet Explorer версии 8.0 и выше.
Возможно некорректное отображение в браузере Internet Explorer версий ниже 8.0.

Разработка и техническая поддержка сайта: "ENIAK"
E-mail: post@tomintech.ru