Зарплата преподавателей и мастеров выросла в соответствии с Указами Президента.
Бухгалтерия и администрация ТомИнТеха только что благополучно отчитались по 2013 году перед своим Учредителем – Департаментом среднего профессионального и начального профессионального образования Томской области. Каким был прошедший финансовый год, что было в нем особенного, каковы виды на 2014-й, - с такими вопросами мы обратились к директору техникума Валентине Ивановне Бельковой и к главному бухгалтеру Елене Эрнстовне Петровой. Предлагаем вашему вниманию вольный пересказ их ответов и комментариев.
Ключевой финансовой задачей 2013 года для нас, как и для других образовательных учреждений, стало выполнение Указов Президента Российского Федерации о повышении педагогам заработной платы. Напомню, что в них сформулирована цель: к 2020-му году поднять зарплату преподавателей до уровня средней по экономике каждого российского региона.
В Томской области, как и в других субъектах РФ, была оперативно подготовлена «дорожная карта» - программа поэтапного выполнения этой задачи. В соответствии с ней в 2013-м году был намечен первый рубеж – довести зарплату педагогов, как минимум, до уровня 75% от средней по области. Средняя по области прогнозировалась в размере 30 020руб., значит средняя для наших педагогов должна была составить не менее 22 515руб.
Сразу скажу, что намеченный в 2013 году рубеж в нашем техникуме успешно достигнут: средняя зарплата штатных преподавателей и мастеров производственного обучения составила по итогам года 23 701 руб. Правда, в большем выигрыше оказались мастера: у них средняя – свыше 27 000 руб., а вот у преподавателей – всего только 21 с половиной тысяча.
Для непосвященных поясню, что в соответствии с упомянутыми указами зарплата повышается только у этих двух категорий работников образования – преподавателей и мастеров. Причем, только штатных, а не совместителей. Повышение зарплаты, к сожалению, не коснулось других сотрудников – методистов, психологов, заведующих мастерскими и лабораториями, директора и его заместителей, административного и технического персонала. Возникшие в оплате труда диспропорции неизбежно приводят к некоторому напряжению в коллективе. Но это тема отдельного разговора.
Каким способом производилось повышение зарплаты преподавателей и мастеров? Она складывается из нескольких частей. Твердую основу составляет базовая ставка (у преподавателя – 5193 руб. а у мастера производственного обучения - 5070 руб. без учета районного коэффициента) за нормативное количество учебных часов (у преподавателей, например, – за 720 учебных часов). С 1 апреля 2013 г. введена ежемесячная персональная надбавка в размере 33% от базовой ставки, т.е. 1713,69 руб. у преподавателя и 1673,10 руб. у мастера производственного обучения, без учета районного коэффициента. При этом, если преподаватель работает, как говорится, на две ставки, т.е. ведет в год 1440 часов (а это сплошь и рядом), то на вторую ставку повышение не распространяется, увы.
Вторая часть зарплаты – это надбавка за квалификационную категорию. По указам повысились надбавки только за первую (было - 900 руб., стало – 1350 руб.) и высшую (было – 1350 руб., стало – 2025 руб.) категорию, т.е. повышение на 50%. Для справки: из 20 штатных преподавателей ТомИнТеха высшую категорию имеет 12 человек, первую – 2 человека; из 12 мастеров высшую категорию имеют 6 человек, первую – 1.
Третья – вариативная – часть зарплаты – это премии за эффективность. Ежемесячно деятельность каждого педагога оценивается по целому перечню критериев – от успеваемости студентов по его предмету до активности его воспитательной и методической работы и его усилий по повышению квалификации. Критерии и способы оценки по ним были выработаны и использовались в ТомИнТехе давно, поэтому после указов нам оставалось только привести существующую практику в соответствие с рекомендациями, разработанными нашим областным Департаментом среднего профессионального и начального профессионального образования.
Количество баллов, которые педагоги набирают по итогам оценки, может сильно различаться. Различными, естественно, будут и премии. При этом размер премии за одну и ту же эффективность (т.е. за одно и то же количество баллов) в разные месяцы бывает разным: это зависит от объема поступающих порциями бюджетных средств на премирование. Поступило больше, значит, стоимость каждого балла увеличивается, поступило меньше, «дешевеет» и балл. Такая непредсказуемость цены эффективности, конечно, вызывает у педагогов сильное недоумение, а то и обиды. Например, в декабре средства на премирование неожиданно выделили столь мизерные, что предновогодние премии получились чисто символическими. Объясняется это тем, что размер средней зарплаты наших преподавателей достиг установленного уровня.
Всё остальное в зарплате педагогов, кроме базовой ставки, надбавки за квалификацию и премии за эффективность, это оплата дополнительных нагрузок, совместительства. Хочешь и можешь – бери дополнительные часы, бери обязанности куратора или заведующего мастерской. Честно говоря, многие и не хотят, да вынуждены брать… Так что повышение зарплаты у педагогов происходит не только за счет выделения дополнительных бюджетных средств, но и силами самих педагогов – увеличением объема, напряженности и эффективности их труда.
А нагрузки на педагогов действительно возросли. Одним из условий повышения зарплат педагогов стало жесткое ограничение (т.е. обычно – сокращение) количества штатных ставок в соответствии с введенными нормативами: не менее стольки-то студентов на одного преподавателя. В 2013 году, например, не менее 12,6 чел., в 2014-м – не менее 13,2 чел., а к 2020 году – не менее 14 студентов на одного преподавателя или мастера. Ставки «порезали» везде, но в ТомИнТехе «резанули по-живому»: соотношение оказалось рекордным в областной системе СПО – 25 студентов на одного штатного педагога, в два раза больше норматива. В результате пришлось «под завязку» нагрузить занятиями всех, кого можно – методистов, заместителей директора, психологов (а это в ущерб их основным обязанностям), пришлось искать и привлекать совместителей (а это непросто – на них ведь повышение зарплаты не распространяется). Надеемся, что в 2014 году ситуация изменится к лучшему: в настоящее время решается вопрос об увеличении количества ставок преподавателей.
Но как бы там ни было, факт остается фактом: зарплаты педагогов выросли до обещанного уровня, государство и область свои обязательства выполнили. Довольны ли педагоги? Рекордсмены по зарплате (у преподавателей рекорд – за 40 000, у мастеров – порядка 35 000) – помалкивают – вряд ли от удовлетворения, им просто некогда болтать: «пашут» за двоих. Молодые да неопытные, получают едва ли 12 000 и, естественно, ворчат: на такие деньги не прожить. Но у них хотя бы перспектива появилась и стимулы для роста.
В 2014 году предстоит взять совместными усилиями следующий рубеж – поднять зарплату преподавателей и мастеров до уровня в 80% от средней по области, т.е. до 26 с лишком тысячи рублей. Реалистичная ли задача? Судя по опыту прошлого года, - да! Если, конечно, не случится каких-нибудь форс-мажоров. А то вот рубль падает, и как-то тревожно…
|
© Томский индустриальный техникум, 2009-2016
Сайт корректно отображается во всех версиях браузеров FireFox, Opera, Google Chrome, а также Internet Explorer версии 8.0 и выше. Разработка и техническая поддержка сайта: "ENIAK"
|